Информация о статье
Автор статьи: Светлана Крюкова
Источники фото: Графика: Норма.Медиа
02.12.2025
Орбитинг, гостинг, неглект – за последнее время появилось много слов, которые описывают формы психологического давления. Но как распознать их в жизни? Иногда лучший способ – посмотреть, как быть не должно. Мы выбрали сериалы и фильмы про абьюз: от изощрённых манипуляций до тотального контроля. Расположили их по дате выхода.
Кадр из фильма «Марта Марси Мэй Марлен» (2011).
О насилии в сектах говорят не так часто, как о домашней тирании или других формах абьюза. Однако есть много резонансных случаев. Чарльз Мэнсон, создатель общины «Семья» в США, использовал запрещенные вещества и пытки, чтобы контролировать подопечных в 1960-х годах. Режиссёр Шон Дуркин («Стальная хватка») вдохновился этой историей и снял фильм про жестокое обращение в религиозных организациях.
Главная героиня, которую играет Элизабет Олсен, сбегает из секты и находит поддержку у старшей сестры. Подробности последних двух лет Марта, она же Марси Мэй, она же Марлен, предпочитает не раскрывать. Хотя её мучают кошмары и болезненные воспоминания. Из флэшбеков ты узнаёшь, что Патрик, вожак коммуны, подвергал её сексуальному насилию, унижениям и изоляции. Но самое страшное – это пугающее сходство между методами сектанта и поведением «образцового» мужа сестры. Оба стремятся к доминированию через газлайтинг и чувство вины.
Кадр из фильма «Исчезнувшая» (2014)
Нашумевший фильм про абьюз Дэвида Финчера начинается как классическая история о пропавшей жене и муже-подозреваемом. Но быстро оборачивается тренингом по манипуляциям. Главная героиня, Эми, инсценирует собственное похищение. Она подбрасывает дневник с историями о домашнем насилии, чтобы посадить Ника в тюрьму. Это своеобразная месть за супружескую неверность. Теперь мужчине придётся доказать полиции свою невиновность.
Героиню можно смело назвать не только социопаткой и нарциссом, но и скрытым и умелым абьюзером. Эми использует газлайтинг, ложь и игру на публичных стереотипах. Но не спеши делать из её мужа жертву. Он применяет более пассивные, но не менее разрушительные методы: эмоциональную холодность, систематические измены и ложь.
Кадр из фильма «Берлинский синдром» (2017)
В Германии Клэр проводит ночь с Энди. Утром она обнаруживает, что заперта в его квартире. Сначала девушка думает, что это случайность, но потом понимает: он намерен держать её в плену.
Фильм не основан на реальных событиях, но служит метафорой домашнего насилия. Ты наблюдаешь, как Клэр вынуждена играть по правилам своего тюремщика, чтобы выжить. Она учится угождать, скрывать панику и даже имитировать привязанность. Режиссёр Кейт Шортленд («Чёрная вдова») показывает изломанную психологию жертвы токсичных отношений.
Кадр из фильма «Игра Джеральда» (2017)
Фильм про абьюз по роману Стивена Кинга. Настоящие антагонисты – люди, тесно связанные с главной героиней, Джесси. Вместе с мужем она отправляется в загородный дом в надежде спасти брак. Рискованная любовная игра супруга приводит к трагедии: он умирает от сердечного приступа.
На протяжении всего фильма Джесси остаётся в ловушке – как физически, так и морально. Женщина сходит с ума и видит галлюцинации: жестокое обращение в детстве, абьюз от мужа.
Кадр из фильма «Человек-невидимка» (2020)
Фильм Ли Уоннелл, создателя кинофраншизы «Пила», начинается там, где многие триллеры заканчиваются: жертве удалось сбежать. Главная героиня наконец выбралась из роскошного дома мужа-тирана. Но получив известие о его самоубийстве, Сесилия не чувствует облегчения. Кто-то подбрасывает ей вещи покойного, оставляет следы его присутствия. Женщина испытывает нарастающий ужас от того, что таинственный преследователь продолжает управлять её жизнью.
Невидимость здесь – идеальное оружие для абьюзера: он может терроризировать жертву, оставаясь для всех остальных лишь плодом её воображения. Ты видишь, что борьба Сесилии – это попытка доказать: её страх реален, даже если угрозу не видит никто другой. Пожалуй, это самый буквальный образ того, как тиран продолжает контролировать тебя, даже когда его нет в комнате.
Кадр из сериала «Кевин может пойти к чёрту» (2021).
Сериал про абьюз исследует «вооружённую некомпетентность» – тихую форму домашнего насилия. Кевин не бьёт Эллисон, он просто делает всё, что она просит, так плохо, что ей проще выполнить это самой. Его вечная беспомощность в быту – инструмент, чтобы переложить всю ответственность на женщину. Инфантилизм мужа медленно разрушает Эллисон. Её жизнь превращается в бесконечное обслуживание взрослого ребёнка, который считает свои манипуляции безобидными шутками. Сериал ставит вопрос: что сломается раньше – её психика или токсичная система, где один партнёр намеренно делает себя обузой?
Кадр из фильма «Элис, дорогая» (2023)
Анна Кендрик играет женщину, которая пересматривает свои отношения с властным бойфрендом Саймоном после отдыха с друзьями. Подруги главной героини первыми замечают тревожные признаки: контроль, унижения и газлайтинг. И именно их поддержка помогает Элис переосмыслить жизнь. Фильм о мучительных психологических последствиях токсичных отношений и о том, сколько мужества требуется жертве, чтобы, наконец, уйти от тирана.
Кадр из фильма «Только ты и я» (2023)
Бланш верит, что встретила идеального мужчину, но его «любовь» быстро проявляет свою истинную форму – тотальный контроль. Навязчивые звонки сменяются преследованием, а ревность – оправданием для финансовых ограничений и полной изоляции. Но самое страшное – невидимость насилия для окружающих. Пока женщина живёт в постоянном страхе, её коллеги восхищаются «таким внимательным мужем». Фильмы про абьюз безжалостно показывают, как общество часто путает одержимость с заботой, оставляя жертву наедине с тираном.
Кадр из фильма «Матриарх» (2025)
13-летняя Мисси живёт с матерью-наркоманкой Аннетт в отдалённой австралийской местности. Женщина игнорирует преступные наклонности своего партнёра и его повышенный интерес к несовершеннолетней падчерице. Вместо защиты, мать выбирает бездействие и отрицание ситуации.
Мир Мисси ограничен домом, полным нестабильности и угроз. Её вынужденная взрослость, скрытность и изоляция – прямые последствия материнского пренебрежения и эмоционального насилия. Фильм показывает, как систематический абьюз и зависимость родителя вынуждают ребёнка самостоятельно искать способы выживания в небезопасной среде.
Ранее редакция Норма.Медиа рекомендовала тебе топ-10 сериалов о неоднозначных формах любви.
0 комментариев
Оставляя комментарий, вы принимаете Правила использования