Информация о статье
Автор статьи: Анастасия Орос
Источники фото: Freepik
23.12.2025
Когда-нибудь ловил себя на том, что смотришь или читаешь то, что раздражает? Такое явление называют хейтвотчингом. Что это, и зачем нам потреблять контент, который бесит? Читай в статье.
Определение хейтвотчинга возникло ещё в конце нулевых. Сначала оно относилось к телевидению и фильмам. К 2025 году термин расширили. Большую часть информации мы получаем в соцсетях. Иногда подписываемся на людей, провоцирующих на негатив, или читаем публикации, выводящие из себя.
Хейтвотчинг – жажда потреблять контент, который вызывает отрицательные эмоции. Популярность это явление обрело в 2012 году, когда американский кинокритик Эмили Нассбаум прокомментировала просмотр одного нашумевшего сериала. Она писала: «Зачем мне смотреть шоу, которое сводит меня с ума? На каком-то уровне я, вероятно, даже получаю от него удовольствие».
Описать тягу к таким материалам сложно словами «любопытство» или «шёпот стереотипов». Раньше считалось, что мы получаем удовольствие от сомнительных публикаций и медиапродуктов. Однако современные взгляды говорят иначе: это скорее способ наблюдать за тем, что противоречит нашим ценностям и идеалам.
Иногда хейтвотчинг может быть способом понять самого себя: где наши границы, что мы ценим, какие убеждения для нас важны.
Параллельно с этим в нашу жизнь вошёл хейтфолловинг. Теперь мы намеренно подписываемся и следим за блогерами, чьё поведение вызывает гнев. Несмотря на негативную реакцию, люди возвращаются на их страницы снова и снова.
Терминов расплодилось столько, что порой непросто разобраться что есть что. Если верить наблюдениям, хейтвотчинг может выражаться и как хейтридинг (чтение материалов, которые нам не нравятся), и как хейтлисенинг (слушание музыки и подкастов).
«В эпоху соцсетей интерес к сомнительным публикациям чаще превращается в постоянное наблюдение за жизнью бесящих лидеров общественного мнения. Это не просто “пережёвывание раздражителя”, а целый формат взаимодействия с цифровой средой, который пробуждает сильные эмоции», – поделилась с редакцией гештальт-терапевт Юлия Колиева.
В разговоре с Норма.Медиа специалист выделила три ключевые причины подобного поведения.
«Мотивация человека потреблять контент таким образом может быть разной. От банального развлечения до возможности анонимно и без последствий высказать своё непопулярное мнение. Зачем искать иные пути снятия напряжения, если можно потоксичить в Сети?», – добавила Юлия Колиева.
Сам по себе хейтвотчинг – безобидное для индивидуума занятие. Но он может перерасти в проблему, если превратится в образ жизни. Собрали три негативных последствия такой разгрузки.
Гештальт-терапевт добавила: «Потреблять контент, вызывающий ненависть, лучше дозированно. Для некоторых такое поведение – способ почувствовать себя частью сообщества единомышленников. Когда другие разделяют твою позицию, создаётся чувство поддержки. Но это может закреплять убеждения и снижать открытость к альтернативам и расширению кругозора. Важно помнить, что подобные связи могут носить разрушающий характер».
Замечаешь, что хейтвотчинг стал привычкой и мешает жизни? Попробуй рекомендации специалиста Колиевой.
«Если долго потреблять контент, который раздражает, организм может нуждаться в цифровом детоксе. Такая практика успокаивает, повышает самоконтроль и снижает навязчивость мыслей», – поделилась эксперт.
Хейтвотчинг – непростая страница цифровой жизни. Он может быть безопасным способом выплеска эмоций, почувствовать свою правоту, но при этом есть риск зациклиться и ухудшить качество жизни.
Признание этого риска и шаги к разумному управлению вниманием помогут тебе сохранить баланс между потреблением контента и его попытками управлять твоим настроением и временем.
Помни, что ты вправе выбирать, что смотреть и читать, и что твоя эмоциональная и психологическая безопасность важнее любого онлайн-морока. Если потребуется, не стесняйся обратиться за поддержкой к специалистам.
Некоторые прибегают к хейтвотчингу из-за одиночества. Что делать, если во взрослом возрасте так и не нашёл друзей – рассказали в нашем прошлом материале.
0 комментариев
Оставляя комментарий, вы принимаете Правила использования