Информация о статье
Автор статьи: Анастасия Орос
Источники фото: Freepik
16.12.2025
Манипуляции в общении – не редкость и не признак наивности собеседника. С ними сталкиваются все: дома, на работе, в дружбе. Хорошая новость: скрытому давлению можно противостоять. Подробнее – в статье.
Представь ситуацию. Ты собирался спокойно провести вечер, но в итоге отменяешь планы и делаешь то, чего не хотел. Почему? Потому что знакомые сказали: «Ну если тебе не сложно…», «Я думал, ты нормальный человек», «После всего, что я для тебя сделал».
Вроде бы никто не кричал, не угрожал, но внутри засело чувство вины и странный осадок. Это и есть манипуляция людьми. Тихая, будничная и очень эффективная.
Если ловил себя на подобных ощущениях, с тобой всё в порядке. Психологическое давление – часть повседневной коммуникации, и сталкиваться с ней – нормально.
Манипуляция – это скрытая попытка повлиять на твои решения или поведение в пользу другого человека. Важно: это не просьба и не договор, потому что в ней нет честности и права выбора.
Проще говоря, манипуляции в общении – ситуации, когда на тебя давят не напрямую, а через эмоции: страх, вину, стыд, жалость или желание быть «хорошим».
«От открытого конфликта этот приём отличается тем, что человек не осознаёт, что на него воздействуют. Это делает её особенно утомительной для психики», – объяснила редакции Норма.Медиа психолог Татьяна Децл.
Манипуляции используют не только «плохие» люди. Чаще всего – обычные, но по разным причинам. Давить на тебя может и начальник, и друг, и даже родители. Для чего нужен приём?
Пример. Команда задержалась в офисе. Ты быстрее остальных закрыл свои задачи и собрался домой. Коллега решил попросить о помощи. В ответ на твой отказ сказал: «Ну ладно, я сам всё сделаю, хотя мне и тяжело». Формально – это принятие ситуации, по факту – давление на твою совесть.
«Многие манипулируют неосознанно, потому что в детстве иначе не умели получать внимание и заботу», – добавила эксперт.
Читайте также
В этом случае жертву заставляют испытывать угрызения совести за безобидные ситуации. Чаще всего применяют фразы: «Я на тебя так рассчитывал», «Ты меня подвёл».
Тебя заставляют чувствовать себя «плохим», чтобы ты согласился на условия других людей.
Пример. После расставания бывший партнёр атакует сообщениями и звонками. В них говорит, что ужасно себя чувствует, не спит, не ест, не представляет без тебя своей жизни. Далее следуют предупреждения: если вы не помиритесь, он навредит себе.
Это намеренное занижение успехов, эмоций и проблем человека. Манипулятор заставляет тебя сомневаться в собственных ощущениях. При этом часто он переключает внимание на себя, подчёркивая свою экспертность.
Фразы-индикаторы: «Да что тут сложного», «Любой бы справился», «Ты ничего не делаешь», «Ведёшь себя как истеричка», «С тобой по-другому и быть не могло».
Пример. В соцсетях ты публикуешь запись о своём любимом фильме. Знакомые в этот момент звонят со словами: «Ты сейчас серьёзно?! Из всего многообразия кинокартин ты выбрал именно это? Хорошо хоть не то, что мы обсуждали на прошлой неделе».
Эта манипуляция в общении замаскирована сильнее остальных. Обычно она подменяет доверие. Собеседник ссылается на значимую персону, не верить которой = выглядеть глупцом.
Отличить давление помогут фразы: «У нас так принято», «Согласовано на высшем уровне», «Я читал у Нобелевского лауреата», «Учёные доказали».
Пример. У соседа завязался конфликт с продавцом на маркетплейсе. Он решает обратиться к юристу и слышит: «Вы будете пытаться решать этот вопрос через суд? Да вы знаете, что в таких случаях вероятность успеха не более 5%?». В итоге за работу специалист попросит большую сумму, на которую клиент согласится.
Манипулятор постоянно говорит, какой ты прекрасный и уникальный человек. Подчёркивает, что ценит тебя в своём окружении и гордится твоими достижениями.
Жертва привыкает к такому отношению и боится потерять расположение. Чтобы не лишиться своей исключительности, она берёт на себя нежеланную работу, угадывает пожелания оппонента и во всём его поддерживает.
Фразы, которые могут выдать давление: «Кроме тебя никто этого не сделает», «Только ты меня понимаешь», «Раньше я не встречал таких уникальных людей».
Пример. «У тебя такой огромный опыт! Я в этом вопросе только учусь и вообще не знаю, как подступиться. Ты же такие ситуации сто раз решал! Помоги разобраться с задачей».
Человек демонстративно замолкает, чтобы вызвать тревогу и заставить тебя уступить. На прямые вопросы отвечает односложно. Невербально выражает своё недовольство: хлопает дверью, громко вздыхает, закатывает глаза, резко двигается.
Первое, что приходит на ум жертве: «Я сделал что-то не так». Человек копается в себе, перебирает варианты и в конечном итоге неосознанно выполняет просьбу оппонента.
Этот вид манипуляции в общении схож с предыдущим. Однако здесь тебе ясно дают понять, что что-то не так. Тебя демонстративно игнорируют, отвечают саркастично. Человек обычно уклоняется от ответа на вопрос «Что случилось?», меняя тему разговора и иногда огрызаясь.
Пример. Вместе с друзьями ты пришёл в ресторан поужинать. Вместо приятельской беседы один из товарищей странно себя ведёт. Он использует двусмысленные фразы и шутки, хотя с остальными говорит как обычно.
Такая манипуляция предполагает только два варианта исхода событий. Часто сопровождается угрозой или обещанием, исключая компромиссы.
Проявляется в высказываниях: «Либо ты делаешь это, либо…», «Если ты не согласишься, мы расстанемся», «Или ты выполняешь условия, или мы тебя уволим».
Пример. Маша и Олег встречаются полгода. Среди друзей девушки есть молодые люди, которые не нравятся её партнёру. Олег ставит Машу перед выбором: либо она разрывает связи со знакомыми, либо они больше не пара.
Чаще всего этот приём используют продавцы. Тебе внушают: «Решай сейчас, иначе предложение уйдёт другому» или «Это последний день акции». На деле авторы таких изречений подталкивают тебя к импульсивной и нерациональной покупке.
Обычно собеседник отрицает, что обещал или говорил что-либо. Твои слова перевирают, обвиняют тебя в острой реакции на ситуацию и преувеличении. Оппонент заставляет сомневаться в своей памяти и перестать доверять себе.
Фразы, выдающие этот вид манипуляции в общении: «Тебе показалось», «Ты слишком чувствительный».
Как противостоять манипуляторам? Фото: Freepik
Психолог Татьяна Децл призывает обратить внимание на пять маркеров своих ощущений.
Манипуляции в общении почти всегда вызывают внутренний дискомфорт. Это главный ориентир.
«Умение выдерживать чужое недовольство – ключевой навык защиты от манипуляций», – поделилась эксперт.
Стать жертвой психологического давления – не стыдно. Это не значит, что ты слабый или глупый. Ты живёшь среди людей. Одни владеют навыками коммуникации лучше, другие – хуже.
Манипуляции в общении будут всегда. Но когда ты начинаешь их замечать, они перестают управлять твоей жизнью. У тебя появляется выбор – и это главное.
Если испытываешь трудности в защите личных границ, прочти наш прошлый материал. В нём психолог дала советы тем, кому трудно говорить «Нет» и отстаивать свою позицию.
0 комментариев
Оставляя комментарий, вы принимаете Правила использования